Юзабилити сайта – это такой этап разработки, которым в Рунете почти никогда и никто не занимается. Ни верстальщик, ни программист, ни дизайнер. И только если владелец сайта перед разработкой задастся вопросом удобства своего будущего проекта и опишет пожелания в техническом задании – иногда получится что-то приличное. Но, это скорей исключения, т.к. владелец сайта в 100% случаев полагается на интуицию, а она очень часто подводит.
У меня каждую неделю несколько стандартных писем: «разработчики сделали сайт, рекламщики запустили рекламу, клики есть – продаж нет. Почему?».
В этой статье я не буду рассматривать случаи технической невозможности эффективной рекламы, когда товар или услуга невостребованна вообще или имеет малый спрос в интернете или тема в контексте заоблачно дорогая для начинающего и т.д.
Гораздо чаще, причины неуспеха сайта в более простых вещах: например, если пользователь не увидел в правой части шапки контакты фирмы – владелец теряет около 20% возможной прибыли. Если забыли в главном экране (без прокрутки) указать, чем конкретно фирма занимается (это не фантастика, такие случаи сплошь и рядом) – отминусуйте ещё 20 процентов прибыли. Несколько таких косяков в оформлении и все усилия по разработке сайта пошли прахом. Большинство принципов юзабилити для простого сайта-визитки предельно просты, просто почти никто про них не знает.
Потому я постараюсь написать кратко и просто, а Вы пройдитесь по своему сайту и сверьтесь, что на нём есть, а чего нет:).
Что такое юзабилити сайта?
Для посетителя — это удобство в достижении цели, с которой он пришел на сайт. А для хозяина сайта — это увеличение посещаемости и конверсии, один из ключевых факторов, влияющих на поведение пользователя сайта. Мало того, юзабилити оценивается даже поисковыми системами и влияет на место в выдаче. Давайте рассмотрим, что именно делает сайт удобным.
Удобство или красота?
Начнем с очевидных вещей, которые, однако, нужно сказать. Просто великолепно, если ваш сайт и удобен, и красив одновременно, но, если для улучшения юзабилити сайта требуется пожертвовать красотой и дизайнерским замыслом, — ими следует пожертвовать. Пользователь всегда предпочтет красивому сайту удобный.
Корректная верстка
Если вы смотрите на сайт, и он прекрасно выглядит и работает, это, увы, еще не значит, что так будет у всех. Существует множество людей, которые всегда будут пользоваться Internet Explorer, а также фанатичные любители любого другого браузера. Потому сайт абсолютно необходимо протестировать для них всех, иначе, какими бы прекрасными услугами и товарами вы его не наполнили, кто-то просто не сможет ими воспользоваться.
F-образный шаблон – один из главных «секретов» юзабилити
Исследования говорят, что приходя на сайт, человек осматривает страницу по F-образному шаблону. Наибольшее внимание концентрируется в левом верхнем углу, а тому, что расположено в правом нижнем, его уделяется минимум. Посетитель просматривает информацию слева направо, потом переводит взгляд вниз, потом снова слева направо и так далее. Получается траектория похожая на букву F.
Вообще, правая сторона привлекает пользователя намного меньше, чем левая. Если речь, конечно, идет о человеке, который пишет слева направо (создавая сайт, например, на арабском, эти рекомендации следует читать с точностью до наоборот). Потому важные смысловые элементы не должны размещаться в правой колонке.
Если же по центру страницы разместить яркое и крупное изображение (например, фото товара), то первоначально взгляд посетителя будет привлечен именно им. В дальнейшем он начнет сканировать страницу по той же F-образной траектории, но информация левого верхнего угла будет уже безвозвратно пропущена. Если в левой колонке вы расположили какие-то важные элементы, лучше, чтобы яркое изображение находилось выше них.
Ну и конечно, целевое действие страницы — например, кнопка заказа услуги или отправления товара в корзину — должно находиться на траектории просмотра.
Ориентация на местности
Посетитель далеко не всегда начинает просмотр сайта с главной страницы. Очень многие приходят с поисковых серверов или с рекламы. Потому никогда не надо думать, что с какой-то информацией пользователь уже ознакомился раньше, информация, важная для понимания о том, где он находится, должна дублироваться на каждой странице.
Обязательные элементы:
- логотип компании
- название компании
- слоган, хотя бы частично поясняющий, что на этом сайте предлагается
- контактные данные компании
- меню
- цепочка ссылок до главной страницы («хлебные крошки») – возможно, но необязательно
В 95% случаях, когда я делаю аудит юзабилити – на сайтах отсутствует один или несколько из вышеперечисленных элементов. А это очень важно для эффективных конверсий.
Для юзабилити сайта очень важно сочетание цветов
На этот счёт есть простые и чёткие принципы юзабилити . О них можно прочитать в статье Подбор цвета для сайта — простые правила сочетания
Прокрутка (скроллинг)
Горизонтальной прокрутке просто следует отказать. Огромная часть посетителей, столкнувшись с ней, покинет сайт сразу.
Вертикальная же прокрутка не раздражает, но на первом видимом экране непременно должно быть что-то, что заинтересует пользователя. Он не должен покинуть сайт, даже не начав прокручивать.
Поля и отступы
Они должны быть обязательно. Текст без полей будет прочитан быстрее, но его смысл во многом ускользнет от посетителя — он будет просмотрен «по диагонали».
Шапка
Не стоит делать ее огромной, ведь кто-то просматривает ваш сайт с небольшого экрана нетбука или планшета. Да и на полноценном мониторе это редко выглядит красиво. Большинство посетителей, увидев одну шапку вместо контента, уже не станут его искать.
Кроме того есть стандартная информация, которую человек ожидает здесь увидеть — как минимум все те же логотип, название и контактные данные. Кстати, все также привыкли, что логотип является ссылкой, ведущей на главную страницу сайта.
Меню — горизонтальное или вертикальное?
Меню — основной инструмент навигации по сайту, потому оно не должно быть сложным. Идеальное меню — горизонтальное и одноуровневое.
Безусловно, огромное количество сайтов использует вертикальное меню. И это хороший выбор, если вам жизненно необходимо использовать в нем множество пунктов, и особенно, если количество этих пунктов будет увеличиваться. Но нередко можно увидеть вертикальное меню из трех-четырех пунктов в левой колонке. Место под ним тогда, зачастую, используют под рекламу. Делая так, вы отдаете рекламе самое ценное место своего сайта. Если вы не планируете расширять меню, лучше сделать его горизонтальным, а вместо левой колонки сразу начать знакомить пользователя с контентом, на котором вам нужно удержать его внимание.
Также, вместо вертикального, можно использовать и такой интересный вариант оформления меню, когда основные ссылки выделяются более ярким и крупным шрифтом, а второстепенные располагаются под ними.
Выпадающее меню тоже вполне можно использовать, но было бы неплохо предупредить посетителя об этом: внезапное мельтешение на экране, когда ничего не предвещало, может раздражать. Лучше всего обозначить это простым маркером вроде треугольника острием вниз около соответствующего пункта меню.
Если предполагается, что содержимое страницы будет длинным и пользователю придется прокручивать его, то горизонтальное меню для ускорения навигации можно продублировать в футере. С вертикальным меню такой номер не пройдет.
Пункты меню
Люди всегда хорошо реагируют на знакомые и привычные элементы интерфейса. Приходя на сайт, он ожидает увидеть в меню что-то вроде «О нас», «Услуги», «Контакты» и так далее. Если такие повсеместно используемые пункты меню будут названы иначе, посетитель просто может не обратить на них внимание.
Форма поиска, входа, регистрации и тому подобное
Как правило, такие формы располагаются вверху справа, и это, опять-таки, привычно для посетителя. Не следует заставлять его искать их по всей странице. Все эти второстепенные формы лучше размещать именно там, связывая с остальными элементами навигации.
(Но, конечно, не стоит полагаться на поиск, как на замену обычной навигации по сайту. Если пользователь не может найти что-то через меню, в большинстве случаев он этого вообще никогда не найдет.)
Ссылки
Ссылки должны быть выделены цветом и подчеркнуты при наведении, чтобы они не сливались с остальным контентом. Лучше, если посещенные и непосещенные ссылки будут разных цветов, — никому не нравится по ошибке ходить по ссылкам несколько раз. Приоритетный цвет ссылок синий и, если цветовая гамма сайта позволяет, стоит использовать для ссылок именно его.
Если ссылки являются картинками, к ним нужно добавить какой-то текст, чтобы пользователь представлял, куда именно при переходе по этой ссылке он попадет.
Анимация
В общем случае, анимация имеет право на жизнь, но ей не следует злоупотреблять. Не стоит развешивать по всему сайту падающие снежинки и мерцающие звезды. Слайдер непременно привлечет внимание посетителя, но излишнее мельтешение вызовет только головную боль и желание немедленно покинуть страницу. В любом случае лучше ограничиться одним анимированным объектом на странице.
Звук
Лучше вообще не использовать: кто-то музыку слушает, у кого-то дети спят, а кому-то начальник голову оторвет. При необходимости можно вставить на страницу плеер, который посетитель сможет включать и выключать самостоятельно.
Реклама
Если на вашем сайте есть реклама, она не должна быть избыточной и не должна затруднять доступ к основному содержимому (за это и в поисковой выдаче задвигают подальше). Также лучше не располагать рекламу во всплывающих окнах.
Мне кажется это, в целом, довольно несложные рекомендации. Тем не менее, соблюдение этих простых правил может очень помочь вам в деле достижения хорошей конверсии вашего проекта.
Такой вопрос: сейчас очень много компаний, которые предлагают «обратную связь».
Например, редхелпер или Лайвтекст, или WebConsult…
Это же тоже огромный пласт юзабилити сайтов. У Вас нет статей на эту тему?
К сожалению нет, однако, по опыту эффективность подобных чатов для мелких компаний — зачастую переоценена